Сайт
Новости
Форум
Гостевая книга
Скачать
Ссылки

Поддержка
Создатели
Поддержка

FAQ
Словарь
Корабли
Пираты



                              Римская бриема

 

Римскому государству требовался для утверждения своего могущества на море сильный флот. Есть основания считать , что римляне для увеличения скорости производства кораблей впервые применяли стандартизацию. Отдельные детали судна изготовлялись по образцу в разных мастерских , потом их свозили на верфи, где в сжатые сроки собирался сам корабль.

Самым распространенным видом военных судов являлась "бриема" гребное судно с двумя рядами весел расположенных один над другим. Бриема в носовой части имела три тарана два из которых выступали над водой , а один подводный являлся продолжением киля. Бриема имела одну мачту , которую можно было сложить. Для переброски абордажной команды было придумано оригинальное приспособления называемое корвус (ворон). Он представлял собой прочный переходный мостик , по которому одновременно могли пройти два пехотинца. Один конец корвуса шарнирно крепился к палубе римского корабля , другой заканчивался острыми металлическими штырями. Корвус почти вертикально подтягивался к мачте. Как только корабли сближались на достаточное расстояние , трос удерживающий корвус, перерубали , и другой конец под собственной тяжестью своими острыми штырями врубался в палубу вражеского корабля . Римский корабль , как бульдог , мертвой хваткой удерживал корабль противника. Часто на палубах судов могла сооружаться башня - туррита. На туррите устанавливали метательные орудия. Есть предположения , что башни впервые на флоте ввел Агриппа.

Основными судостроительными материалами были кипарис, сосна, ель, дуб. Детали корпуса скрепляли металлическими гвоздями , отдавая предпочтение медным, поскольку железные быстро ржавели. Швы конопатились смоленой паклей , корпус окрашивали энкаустиком - горячим воском с добавлением красителей. Для предохранения от червей-древоточцев подводная часть корпуса обивалась листовым свинцом или медью.

Паруса римских судов имели довольно сложную оснастку, позволявшую ходить круто к ветру. В дополнение к основному парусу - гроту, иногда ставили марсель, при попутных ветрах ставили долон на съемной мачте бизань. Если сила ветра была велика , то ограничивались только гротом , площадь которого , при необходимости , можно регулировать.

 

Каравелла

 

Слово каравелла произошло от голландского "каравель". Часто сами испанцы и португальцы суда такого типа называли нао или каррака, впрочем один и тот же тип судов мог иметь различные названия, в зависимости от флага страны , под которым он плавал. Прототип каравеллы впервые был изготовлен на Средиземном море еще в античные времена. На похожих судах римляне, и позднее итальянцы, перевозили коммерческие грузы. Именно каравеллы начали эру великих географических открытий. В экспедиции Колумба были три каравеллы "Санта -Мария", "Пинта" и "Нинья". "Санта -Мария" имела длину 23 м, ширину 6,7 м, осадку 2,8 м. Парусное вооружение - фок-мачта с прямым парусом, грот-мачта и бизань-мачта несла треугольный латинский парус. "Санта -Мария" как флагман несла четыре двадцатифунтовые пушки, шесть двенадцати- и восемь шестифунтовых пушек. Экипаж насчитывал 90 человек. Водоизмещение флагмана было около 200 т. "Пинта" была длиной 20 м, шириной 7,3 м, осадка 2 м, водоизмещение около 140 т. Экипаж насчитывал 65 человек. Самая маленькая каравелла "Нинья"имела длину 17,3 м, ширину 5,6 м, осадку 1,9 м и водоизмещение 90 т., в ее экипаже было 40 человек. Каравелла "Нинья " имела парусное вооружение из латинских парусов. Как видим сами каравеллы достаточно различались между собой. Корабли такового типа считались самым удачными для путешествий и грузовых перевозок и плавали в средиземном , балтийском морях, а так же в мировом океане . На каравеллах португальцы обогнули Африку и достигли островов пряностей, испанцы открыли Америку и совершили кругосветное путешествие.

 

Галиот

 

Галиоты строились на многих верфях России. "Родом" галиот из Голландии, он имел грузоподъемность 60 -200 тонн. На судне были две мачты грот и бизань. Судно было достаточно универсально , его охотно использовали рыбаки, на нем перевозили грузы. В промысловом варианте чаще встречались одномачтовые галиоты. Двухмачтовые галиоты имели грот и бизань мачты с гафельным парусным вооружением. Впереди грота ставились три треугольных паруса - фор-стаксель, кливер и "летучий" кливер. Судно имело бушприт.

На гравюре французского художника иллюстрировавшего мемуары полковника Беневского изображен корабль, на котором камчатские беглецы совершили свое плавание. Изображенное судно напоминает скорее фрегат , чем небольшой галиот. Художник, никогда не видевший судно (оно было продано в Китае Беневским), наверняка никогда не бывал и в порту и, вероятно, срисовал это судно с другой гравюры. Впрочем, в наличии творческого воображения у иллюстратора можно убедиться посмотрев на гравюру, изображающую "путешествие по Сибири" : по ветру развеваются романтические кудри, едут почему-то на собаках .

 

Шебека

 

Шебека была популярна у пиратов Северной Африки, обладала хорошей скоростью хода она могла ходить как под парусами так и на веслах. На Средиземном море ей не было равных. Шебека имела длину по палубе 25-35 метров и развитую парусность латинского типа. На всех трех мачтах ставились треугольные паруса, но при благоприятном ветре судно могло нести и прямые паруса. Один из алжирских капитанов шебеки сказал, что его матросы выполняют работу трех экипажей судна с прямым парусным вооружением. Если с кормы дул легкий ветерок, то на фок- и грот-мачтах ставили реи с широкими прямыми парусами. При ходе в галфвинд и бейдевинд прямые паруса убирали вместе с реями, а на их место ставили длинные латинские рю с треугольными парусами. Если же ветер усиливался до штормового то убирали длинные рю с большими парусами, а на их место ставили короткие рю, которые несли маленькие треугольные паруса.

 

Казачий струг

 

Казачий струг имел мощный киль - колоду. К колоде под углом 45 крепили штевни, между штевнями ставили шпангоуты и наращивали борта досками. Длина струга была около 16 метров. Они были легкими быстроходными и мореходными судами, поэтому для обеспечения нормальной устойчивости соотношение ширины к длине должно быть около 1 : 4. Высота борта около двух метров.

Струги имели заостренный нос и корму. Непрерывная палуба отсутствовала, зато в носу и корме имелись платформы. Струги имели 10 пар весел, на каждом могли сидеть по два гребца. Оригинальность конструкции отличалась тем, что если судно захлестнет волна и корпус наполниться водой до краев, то судно не утонет за счет "наружного запаса плавучести". Непотопляемость ему обеспечивал пояс вдоль надводного борта, изготовленный из камышей. Струги одинаково хорошо ходили как под парусом, так и под веслами. Большие струги брали на борт до 80 человек.

 

Пиратская китайская джонка, 1800 год.

 

Примерно такие небольшие мореходные джонки использовали пираты, разбойничавшие около южно-китайского побережья, а так же торговцы. Пираты часто захватывая купеческий корабль и переоборудовали его в военный. Так корабль, первоначально построенный под перевозку груза, оборудовался пушечными окнами в фальшбортах, пушки устанавливались так же на борту и корме судна. Пиратская вольница, обитавшая на южно-китайском побережье, в начале XIX века, имела до 800 таких кораблей на своем вооружении.

Возможно для европейского глаза такой корабль казался неуклюжим и примитивным, но джонки этого типа обладали исключительно хорошими мореходными качествами и были достаточно быстроходны. С большим экипажем хорошо вооруженная джонка представляла серьезную угрозу для безоружных коммерческих кораблей.

 

Большая китайская джонка XVI века.

 

Большие вместительные корабли строили не только европейцы. Громадные торговые корабли были известны в Азии с древнейших времен. Античные авторы рассказывают о китайских кораблях огромных размеров и вместительности. Примерно в 600 году китайский корабел Ян Су начал строить пяти-палубные суда, высота которых от киля до верхней палубы достигала тридцати метров. Такие корабли имели даже водонепроницаемые перегородки, что изумило знавшего в таких вещах толк Марко Поло. Со временем мореплавание, лишившись государственной поддержки, пришло в упадок, однако в Южно-Китайским море можно было встретить крупные местные корабли . Эти суда , которые европейцы называли общим словом джонка, порой не уступали самым крупным карракам и галионам. Как китайские, так и португальские источники указывают на то , что китайские морские джонки в XVI веке достигали 300-400 тонн водоизмещения, большие военные джонки были трех палубными и команды их насчитывали до 2000 человек. Не уступая по размерам европейским кораблям , китайские большие джонки , были хуже по маневренности и военным качествам.

 

Португальская каррака XVI-XVII веков.

 

Карраками эти корабли называли англичане и португальцы, а сами португальцы их называл - нао. Нао-карраки были пожалуй самыми крупными европейскими кораблями своей эпохи. Каррака была слабо вооружена, обладала не лучшими мореходными качествами, но сильной стороной этого вида судов была отличная устойчивость в шторм. Карраки считалась почти не потопляемыми.

За свою историю существенно изменились размеры каррак. До 1540 года они были водоизмещением 300-400 тонн, то есть не так уж и велики. Через пятнадцать лет их водоизмещение выросло до 900 тонн, причем они почти всегда были перегружены, и их мог настичь в море любой корабль. Король Португалии Себастьян издал в 1570 году указ, по которому водоизмещение нао не должно превышать 450 тонн. Однако, после присоединения Португалии к Испании, об указе быстро забыли. Желающих нагрузить карраку своими товарами было много, и к концу века водоизмещение каррак достигло 1200 тонн. Однако некоторые корабли были еще больше , например захваченная англичанами каррака "Богородица", имела водоизмещение 1600 тонн - не так уж мало даже по современным меркам.

Португальские карраки обычно строились четырехпалубными. Для постройки нао в Бирме покупалось тиковое дерево , которое не боится червя. Такие корабли были дешевле и служили значительно дольше. Португальская каррака "Пять ран Христа", построенная в Гоа, совершила между 1560 и 1584 годами восемь путешествий в Европу - рекорд почти не мыслимый для тех лет.

Борта карраки обычно окрашивались в черный цвет. Сохранилось несколько японских ширм с изображением каррак.

Карраки были приспособлены к тому , что бы выдерживать жестокие штормы : за все годы лишь одна каррака утонула во время тайфуна.

 

Испанский галион XVI-XVII веков.

 

Колонизация вновь открытых обширных территорий требовала увеличения объемов перевозимых товаров. Поэтому Испанской империи требовалось огромное количество вместительных и больших кораблей универсального типа , которые могли бы дать отпор пиратам , не утонуть в шторм и доставить большие объемы ценного груза в порт назначения. В начале освоения Америки грузы перевозили на небольших галионах. Но они часто тонули в шторм и еще чаще становились добычей морских разбойников. Поэтому испанцы разработали строго регламентированную систему конвоев , в портах строились мощные укрепления. Число судов в конвоях нередко достигало 100-150 кораблей. Позже стали строить галионы специально для дальних плаваний. Их водоизмещение доходило до 2000 тонн. Желанной добычей любого пирата был испанский галион, груженный золотом и пряностями. Пересечь Тихий океан с Филиппин - самой дальней испанской колонии - до Мексики имел больше шансов большой корабль. В 1571 году испанский король приказал для обеспечения безопасности перевозок отправлять с Филиппин в Мексику лишь один корабль в году. Для такого рейса был необходим очень вместительный и хорошо вооруженный корабль - скоростью и маневренностью при этом пришлось пожертвовать. Галионы практически не могли передвигаться при противном ветре.

Манильские галионы были неуклюжи и громоздки, в плане они схожи с яйцом , высота их часто равнялась длине. Это достигалось тем, что над четырьмя палубами галиона возвышались еще бортовые и кормовые надстройки подобные башням. Борта этих кораблей были до метра в толщину , и в прорезанных в них квадратных отверстиях поблескивали широкие дула медных пушек . Помимо пушек галионы снабжались катапультами. Галионы были украшены резьбой и позолотой ; на столбах были установлены высокие фонари. Над галионами развивалось множество флагов , знамен, вымпелов , которые были немногим меньше чем парус.

 

Галера алжирских пиратов.

 

Гребные галеры являлись грозным оружием. Суда такого типа строились на средиземноморье с античных времен. На галерах обычно использовали в качестве гребцов рабов и военнопленных. Галеры комплектовались 80-90 гребцами, что обеспечивало быстрый разгон и хорошую скорость даже в полный штиль или при небольшом ветре. Галерные рабы сидели на деревянных скамьях по четыре или по шесть человек на одном весле и были скованны одной цепью за щиколотку. Галеры годились лишь на непродолжительные плавания, так как рабы, вынужденные грести по несколько часов, выбивались из сил. Рабы редко жили дольше чем несколько лет - это не удивительно, если принять во внимание то, что участь галерного раба была самой ужасной в то время. При свежем попутном ветре на галерах ставили один два или три латинских паруса, что позволяло, благодаря узкому корпусу корабля, развивать высокую скорость. На галерах устанавливали небольшие легкие пушки , которые крепились на перилах на шарнирах. Но по-настоящему грозной галеру делал хорошо вооруженный и многочисленный десант , который находился на борту галеры. Обычная тактика пиратов заключалась в том, чтобы догнать купеческий корабль и, приблизившись к самому борту, взять корабль на абордаж. Десант с галеры кидался на чужой корабль и исход борьбы был предрешен.

 

Одномачтовый Шлюп 1700-1750 годов

 

Часто пираты Карибского моря использовали одномачтовые шлюпы. Многие нападения на транспортные и торговые суда были совершены именно на таких судах. Шлюпы имели большой гафельный парус и два треугольных , которые крепились на фоке. Дополнительно можно было поставить при хорошем ветре еще два квадратных паруса на грот мачте. Шлюп был в длину 11-20 метров и нес 6-12 пушек . Как правило команда на таких суднах была очень большая, часто до 150 человек. Такие шлюпы строились на Бермудских островах и Ямайке и считались быстроходными и идеальными для пиратского промысла. Шлюп обладал неглубокой посадкой и мог плавать на мелководье, что особенно были необходимо при встрече с военными кораблями, которые не могли преследовать шлюп у берегов.

 

Ладья викингов IX-X веков.

 

Викинги научились строить свои суда еще в VII веке, которые столетием позже в Западной Европе прозвали "морскими драконами". Корабли викингов имели малую осадку, длинный (более 20 метров) и узкий корпус, приспособленный для плавания по рекам. Ширина ладьи была 5-6 метров. Над водой возвышались украшенные драконьими головами форштевень (нос) и ахтерштевень (корма). Судно приводили в движение 16 пар гребцов или - при попутном ветре - один прямой парус, обычно красно-бурого цвета или полосатый. При попутном ветре корабль развивал скорость 17 км в час , то есть плыл в полтора раза быстрее , чем каравелла Колумба. Судно могло взять на борт 70 человек , 400 кг оружия , 2,5 тонны провианта и воды и 500 кг прочего груза. В те времена никто, кроме викингов, не умел строить такие суда.

 

Финикийское судно.

 

Древние финикийские корабли середины II тысячелетия до н. э. были еще похожи на старые египетские суда : у них были приподняты носы и корма. Финикийцы строили свои корабли из ливанского кедра. Вначале из них вытесывали поперечены-шпангоуты , придававшие каркасу судна жесткость. Все финикийские суда передвигались при помощи весел или квадратных парусов (до 300 квадратных метров). Водоизмещение этих судов длинной 30-40 метров, шириной 8-10 метров, с осадкой около 2,5 метров , достигало 300-400 тонн. Экипаж состоял приблизительно из 30 человек (моряков и воинов).

 

Античная триера.

 

Триера - это скоростное маневренное судно. Экипаж насчитывал до 200 человек, из которых 170 были гребцами. Длина триеры могла быть более 40 метров , а ширина 6 метров. Специалисты считают , что на спокойной воде триеры могли развивать скорость около 16 км в час. Однако у триеры были свои недостатки. В штормовую погоду выходить в море на ней было опасно. На судне отсутствовало место для кухни и спальное помещение для экипажа, поэтому корабль вынуждено оставался вблизи побережья и причаливал на ночь, чтобы экипаж мог сойти на берег. Нос корабля был снабжен бронзовым тараном, с помощью которого топили корабли противника. Тяжелая и мощная носовая часть нередко целиком изготовлялась из металла. На борт триеры брали небольшое число лучников и солдат (12-18 человек), которые располагались на верхней палубе. В бою они обстреливали экипажи кораблей противника и пытались высадиться на борт одного из них. На триерах не использовали труд рабов, все гребцы были профессиональными моряками.

 

Бриг.

 

Бриг - это двухмачтовое морское судно с прямыми парусами на обеих мачтах. Бриги XVII-XIX веков имели водоизмещение 200-400 т. Длина их доходила до 32 м, ширина 8-9 м, осадка достигала 4 м. Ход - 12 узлов. В военном исполнении бриг имел одну открытую батарейную палубу, несущую от 10 до 24 пушек. Экипаж составлял 120 человек. Бриги использовались для разведывательной, крейсерской, дозорной, посыльной служб и конвоирования торговых судов.

 

Фрегат.

 

В парусном флоте фрегат - это трехмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля. Фрегаты имели две батарейные палубы, несущие до 60 пушек. Парусное вооружение на фрегатах, как правило, было прямое. Эти корабли обладали достаточной устойчивостью для океанских переходов, по скорости хода превосходили линейные корабли. Предназначались, главным образом, для крейсерства и разведки. Английское правительство, снаряжая экспедиции против пиратов, как правило вооружало их фрегатами. Так было с экспедицией капитана Кидда. Сами пираты и флибустьеры не жаловали фрегаты из-за невысокой скорости, предпочитая им более скоростные и маневренные шлюпы.

 

 


Hosted by uCoz